Сетомаа — земля сето

Сетомаа расположена на приграничной территории Эстонии и РФ. Маленький народ сето испокон веков живет на печорской земле и Выруском и Пыльваском уездах Эстонии. В древние времена представителей народа сето называли псковской чудью.

Сето — коренной угро — финский народ, сохранившейся до наших дней. Историческая область проживания народа сето называется Сетомаа.

В   июне   2010 года   Правительство   России   признало   сето   коренным малочисленным   народом   Российской   Федерации. Данное   решение   поможет стимулированию мер по поддержке и сохранению народности сето. 2010-2014  годы  работала  программа «Поддержка   коренной  малочисленной народности сето, проживающей в Печорском районе».

Согласно переписи населения, которая проходила в в 2000 году на территории России, только 197 человек признали себя сето. при этом 172 из них проживают в Псковской области. Но и в Печорском районе многие записали себя эстонцами, так как раньше записывали в паспорте. В Эстонии по разным оценкам проживает от 4000 -10000 представителей народности сето.

Когда-то давно, в 80-е годы 19 века известный этнограф Г.Г. Трусман отмечал на печорской земле 18280 человек сето, что больше половины населения района. А в 1905 году, 20 века в Печорском районе проживало более 21000 представителей народа сето, это максимальная численность проживания сето в печорском районе за всю историю существования.

23 февраля 1944 года была создана Псковская область, в 1945 году в область вошел Печорский район, организованный из 8 волостей и г. Печоры входящие раньше в состав Эстонии. Раздел Сетомаа между Россией и Эстонией подорвал внутреннее единство сето. В поисках лучшей жизни многие молодежь стала покидать родные места и уехали учиться в Эстонию, где после учебы остались жить и работать, создавали семьи. После учебы вернулись немногие.

Говорят, сето  мирные люди. Жили отдельно от других народов, чтобы сохранить свой род, свой язык, традиции.

Как же жили наши предки? Письменности не было, иностранных языков не учили, давние времена даже рисунков варежек не брали от чужого человека. Только немногие ребята в начале 20 века учились церковно приходской школе на русском языке. А в 20-х годах 20 века стали учиться на эстонском языке. Вместо книг было устное народное творчество: песни, рассказы, сказки, загадки, пословицы. Устное народное творчество передавалось из уст в уста, из поколения в поколение.

Нарративные песни пели дома, в семье — в работе, в воспитании детей. Интересные, талантливые  слова стали  передаваться   из  деревни   в деревню, и потом уже немного измененные в разных деревнях. Поэтому, до наших дней сохранились на одну мелодию разные варианты слов. Сказительницы, которые могли сочинить песню сразу по теме дня. И затянуть на несколько часов, смотря обстановке. Люди сохранили в своей памяти слова древних песен и передавали другим поколениям. Пели обо всем, что окружало человека — природа, люди, жизнь и плачи смерти. До наших дней сохранились лирико-эпические песни, как эхо давних времен.

Бытовые песни, рабочие песни доносят до наших дней условия жизни, быта и работы в те далекие годы.

В деревнях были свои традиции, при этом везде немного разные. Зимой по четвергам вечером встречались в одном доме, где семья поменьше, да изба побольше, чтобы погулять. Рассказывали сказки, играли игры, танцевали под гармонь и песню. В эти вечера не работали.

Народ сето любил и любит природу, что отражается в песнях, в традициях, сказках.

В Сетомаа мало тех женщин, которые не знают старые песни предков или не умеют сами слагать песню на конкретную тему. Сложилось уже традиция, что девушка на свадьбе должна была запевать сама песни матери, отцу, брату, сестре, крестной и другим родственникам. Поэтому мать учила дочь с малолетства песням сето, чтобы был словарный запас и знать сразу, о чем петь.

Сетоские песни стали записывать с 1869 года. Больше всех записывал в то время деятель культуры, писатель Якоб Хурт. Он записывал в 1877, 1884, 1886, 1909 годы в разных деревнях Сетомаа. Эти песни сохранились до наших дней в песенных антологий. В 2010 году антологии сетоских песен переиздавались.

Одежда.   Народный костюм

Красота одеяния сетоских девушек и женщин была общепризнанной среди русских и эстонских крестьян. В литературе 19 века группу сетоских женщин в праздничных нарядах нередко сравнивали со стаей белых лебедей. И до наших дней традиционный комплект народного костюма бережно сберегается во многих семьях и одевается в праздничных случаях,

Но время неумолимо идет вперед, и на смену домотканым нарядам уже давно пришли ткани фабричного производства. Но верность сетоской женщины своей национальной одежде даже в 20 и 21 веках поражает историков. Вплоть до 60-х годов 20 века в некоторых деревнях ее носили не только в праздники, но и в будни. В будни конечно не такой нарядный, белая тканая рубашка без рисунка, китасник — простой ежедневный сарафан, простой грубый тканый льняной передник, на голове просто, косы прикрытые скромным платком.

Сарафан — сукман, который шили из плотного черного сукна: китасник — тонкий черный сарафан, шили из хлопчатобумажной, льняной или из тонкой шерстяной ткани; рубашка — из качественного отбеленного льна тканым ярко красной тоненькой шерстяной нитью, орнаментом на рукавах. Позже, уже с начала 20 века ткали орнамент с бордовой тоненькой шерстяной нитью. Стан рубахи кроили из грубой ткани полотняного переплетения. И вся эта одежда была самотканая, позже, уже 20-30-х годах 20 века черное сукно на сукман покупали ткань фабричного производства.

Обязательной принадлежностью были передник и самотканый пояс, с красивым орнаментом. Женщинам сето также полагалась носить полотенчатый головной убор — линик. Узор, в концах которого ткалось из ярко красных тоненьких шерстяных ниток, это более давние времена. С начала 20 века стали ткать из бордовых ниток. Узор составлял животный и растительный орнамент или какие — нибудь геометрические фигуры. Поверх головного убора, женщина надевала еще головной пояс вокруг кос и потом только платок.

Мужской костюм, очень близкий к русской национальной одежде. состоит из белой самотканой рубашки-косоворотки, красными тоненькими шерстяными нитками выбранный рисунок в национальных мотивах на воротнике и по низу рубахи, самотканого или пояса и полосатых портков. На ногах хромовые длинные сапоги или лапти и гольфы, связанные национальным орнаментом, куда заправлены портки.

Одежда тщательно оберегаемая и сохраняемая, передается у сето из поколения в поколение.

Гордостью каждой сетоской женщины были и остаются серебряные национальные украшения. В конце 19- в начале 20 века украшения изготовляли в основном из серебра разных сплавов. Использовались также монеты царской чеканки. В настоящее время изготовляются из старых белых монет 60-х и 90-х годов 20 века и потом покроют никелем.

Главным украшением была фибула — сыльг. Сыльг похож на большую опрокинутую воронку (самые крупные достигали 30 см в диаметре), она имеет в центре отверстие с язычком, при помощи которого сыльг прикрепляется к одежде. Мастера украшали его растительным и геометрическим рисунком. Изготовляли сыльг из серебра.

Помимо этого нагрудного украшения, костюм сетоской женщины украшали многочисленные цепочки с монетами, колокольчиками, подвески в виде лепестков. По заказу мастер изготовил специальные ожерелья и браслеты.

С украшениями у сетоской женщины было связано немало верований и обрядов. Фибулу- сыльг никогда не надевали в церковь. А невесте в первый день свадьбы полагалась его носить. Вода, налитая в него считалась очищающей и оплодотворяющей: ею умывались, пили, поили скот для обеспечения приплода. Женщина передавала свой сыльг старшей дочери, когда она выходила замуж. В состоятельных семьях таких украшений было у каждой женщины, но таких семей было мало, так как украшения сетоской женщины стоили целое состояние. И все-таки в семьях пожертвовали многим,  чтобы изготовить дочери серебряные украшения, это было честью семьи.

Сетоские женщины носили украшения в течении всей жизни, исключение было лишь посещение похоронного обряда, куда не одевалась никакого украшения. В будние дни это было маленькая цепочка, зато в праздничные дни вес украшений мог достигать несколько килограмм. Особенно богаты были украшения были у невест и у женщин среднего возраста. Не зря говорили, что молодуху по цепям узнаешь, ведь у нее могли быть цепочки разной длины, толщины, и плетеные с подвесками, и серьги, браслеты, кольца и сыльг.

Издавна сетоский народ занимался земледелием, выращивали зерновые, лен, табак. Лен сами вручную обрабатывали, пряли и ткали одежду, белье. полотенца. Полотенца ткали разные: одни, более грубые — для вытирания рук. посуди, на портянки. Другие из отбеленного льна: с орнаментом, декоративные для украшения комнаты, вывешивали на стенах. Обычно такие полотенца вывешивали с одной и с другой стороны иконы и между окон. На таких полотенцах, как правило, вышивали цветочный орнамент, а концы полотенца обвязывали кружевами, которые должны были разными орнаментами.

Сетоские женщины очень рукодельные, они ткали, вязали крючком, на спицах, вышивали, шили. На спицах в основном вязали носки, варежки, узор которых почти не повторялся. Сетоской девушке надо было много пар варежек связать, чтобы одарить всех, кто пришли ее сватать. Много пар варежек надо было подарить на свадьбе. Например, где она сидела, надо было оставить варежки, когда она ушла от стола. Одарить варежками тех, кто накрывал стол, кто принес ей утром воду для мытья рук, кто баню истопил. Молодых на второй день свадьбы водили в баню, дыму напустили и втолкнули туда молодых на несколько минут.

Варежки давали также тому, кто поможет одеть в последний путь члена семьи, и тем, кто копали могилу. В основном это делали свои деревенские мужики.