Цель мероприятия:  показать важность решения экологических проблем.

Выявить знания учащихся об окружающем мире.

Развивать интерес к чтению книг о природе.

Развивать умения играть в команде.

Воспитывать чувства коллективизма.

Задачи:

— Формировать экологическую культуру поведения в окружающей среде, ответственность за её сохранение.

— Воспитывать любовь к родной природе, её красоте.

— Тренировать память, внимание, наблюдательность, умение ориентироваться в пространстве.

— Формировать умение действовать по плану.

Актуальность темы.

На современном этапе развития наиболее актуальными  становятся проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Библиотека, при  помощи литературы, призвана расширять познания ребёнка об окружающем мире.

Оборудование: книжная выставка, конверты с заданиями, маршрутные листы, технические средства (ноутбук, видеопроектор, экран).

Здравствуйте,  ребята!  Сегодня  мы  отправляемся в путешествие в  прекрасный, удивительный  мир природы. И пусть оно не  будет полным опасностей, но  небольшие  трудности вам  придётся  преодолеть,  чтобы  доказать, что вы являетесь лучшими знатоками  природы.

Вам предстоит совершить путешествие  по  станциям. На каждой  станции вас ждут  учёные. Вам нужно будет отвечать  на их  вопросы,  и выполнять  задания.

Команды проходят одни и те же станции по  своим  маршрутным  листам. По  итогам  прохождения всего  маршрута команда, набравшая большее количество баллов, становится  победителем.

Я думаю,  команды  могут выходить на  старт. Но  сперва   нам необходимо определить группу,  которая отправится по  маршруту №1. Для  этого я  задам вопрос: Какая охота  разрешается в  лесу в  любое  время  года?  (фотоохота)

Ребята  отвечают. Команда,  давшая  правильный  ответ первой, получает листы для  маршрута №1,  другая, другая  для  маршрута №2. Затем  команды  отправляются  на  свои  станции.

Маршрут №1

Станция 1 «Метеобюро»

(на  станции команду  встречает Метеоролог»)

Как вы  знаете, друзья, люди  издревле наблюдали  за  погодой и по  форме  облаков, направлению  ветра, цвету  вечерней  зари  или выпадению  росы делали  выводы,  о  её  предстоящих  изменениях. Знаете ли вы, что  по  поведению  животных  и растений  тоже  можно  судить  о  том,  какая  погода  нас  ждёт?

Учёные  называют  около  600 видов  животных и 400 видов  растений,  которые  могут  выступать, как индикаторы  влажности и температуры,  предсказать  шторм,  бурю или  солнечную  погоду.

А  сейчас, ребята, я  прошу  вас  ответить  на  вопросы.

  1. Что мы можем  наблюдать раньше  при  грозе:  раскат  грома  или  вспышку  молнии?

(вспышку  молнии)

  1. Какой снег тает быстрее —  чистый  или  грязный?

  ( грязный)

  1. Может ли так случиться,  что  извержение  вулкана начнётся  не  на  суше,  а  на  морском  дне?

  (да)

  1. Что от Земли  дальше:  Солнце  или  Луна?

   (Солнце)

5.Когда  по  реке  плывёт  лёд,  это  называется…   (Ледоход)

  1. Как мы называем очень  сильный  дождь?

 (Ливень)

  1. Перед какой погодой птицы перестают  петь?

   (Перед  дождливой)

  1. В какое время  года  можно  наблюдать  туманы?

 ( во  все)

  1. Стая, каких перелётных птиц обещает  снег?

  (Гусиная)

Станция №2  «Водный  зоопарк»

 

Сейчас  мы  поговорим  о существах,  населяющих  водные  глубины. В  морях  и океанах  нашей  планеты  обитает примерно 12  тысяч  видов  рыб.  Есть  и очень  необычные!   Одни  отличаются  поведением  другие  странной  формой,  окраской. Есть  летающие рыбы  и даже  рыбы, прыгающие  по  берегу!

Вопросы:

  1. Киты – это рыбы или млекопитающие?

    (Млекопитающие)

  1. Какую драгоценность можно  найти  в  морской  раковине?

   (Жемчуг)

3.Существуют  ли  морские  змеи?

  (Да)

  1. Есть ли в море  звёзды?

 ( Да)

  1. В каких морях  растут кораллы  —  в  тёплых  или  холодных?

   (В  тёплых)

  1. Какого моря нет: Чёрного, Оранжевого, Красного  или  Белого?

 (Оранжевого)

  1. Какая самая длинная река в  мире?

(Нил)

  1. Самое глубокое озеро.

 (Байкал)

  1. Какая морская рыба имеет  название,  связанное с цирком?

(Рыба – клоун)

А  теперь  добро  пожаловать  в  наш  «Сафари – парк»!

  Станция 3. «Сафари —  парк»

 

 Сафари – парк – это  уникальная  заповедная  зона, которая  охраняется  на  уровне  государства. В  отличие  от зоопарков  животные  здесь  находятся в  естественной  для  себя  среде,  а  для  туристов  и любителей  природы  путешествие  по  таким  местам  превращается в  увлекательное приключение.

Ребята  вспомните  и продолжите  фразеологизмы, где  человеческие  чувства  и черты  характера  сравниваются   с  животными.

Задание

  1. Трудолюбивый, как… (пчела)
  2. Злой, как ….                             (собака)
  3. Назойливый, как… (муха)
  4. Упрямый, как… (баран)
  5. Важный, как… (индюк)
  6. Трусливый, как… (заяц)
  7. Изворотливый, как… (червяк, уж)
  8. Смелый, как … (лев)
  9. Хитрый, как … (лиса)

А  теперь, ребята,  мы  переходим  к   основным  вопросам  нашей  станции.

Вопросы:

  1. Назовите самое высокое  млекопитающее?

       (Жираф)

  1. Зачем зебре такая  яркая   полосатая   шкура?

       (Для  маскировки)

  1. Верно ли, что детёнышей  лисицы  называют  щенками?

        (Верно)

  1. Какие животные в  минуту  опасности  свёртываются  клубком?

       (Ёж,  броненосец)

  1. Дом, какого животного называют  хаткой?

  (Бобра)

  1. Какая птица выводит  птенцов  зимой?

      (клёст)

  1. Какая птица подбрасывает яйца в чужие  гнёзда?

      (кукушка)

  1. Что случается с пчелой после  того, как она  ужалит?
  2. Какое животное  называют  «санитаром  леса»?

      (волка)

 

Станция 4. «Ботанический  сад»

Как  вы  знаете,  растения  издревле  играли  важную  роль в жизни  человека.  Их употребляли  в  пищу, из  них  изготавливали  одежду,  жилища.  А  лекарственные  травы  спасали  от многих  недугов.

На  территории  нашей  страны встречаются  тысячи  видов   различных  растений, а как вы  думаете,  что  необходимо  представителям царства  фауны  для  жизни?

  (Тепло, свет  и вода)

А  теперь  переходим  к  основным  вопросам.

Вопросы:

  1. Сельскохозяйственная культура, занимающая самые  большие посевные  площади  на  земле.

    (пшеница)

  1. Как называется искусство  составления  букетов?

    (Икебана)

  1. Какое растение называют  царицей  цветов?

     (Розу)

4.Как  называется  плод  лещины?

     (Лесной  орех)

  1. Самая высокая трава?

     (Бамбук)

  1. Наука о  растениях.

     (Ботаника)

  1. Полезный волосатый фрукт.

      (Киви)

  1. Какой овощ древние римляне  называли  «головой»?

      (Капусту)

  1. Что такое дубрава?

      (Дубовый  лес)

  1. В названии какого  цветка  упоминается  два  имени?

       (Иван – да — Марья)

 

Станция 5.  «Загадочный  мир»

  Задание. Как можно больше правильных ответов дать за 5 минут.

Вопросы:

— Какая ягода бывает красной, чёрной, белой? (смородина)

-Какая лесная птица считается самой болтливой? (сорока)

-Кого по праву в народе называют «лесным доктором»?  (дятла)

— «Что подразумевается под термином «тихая охота» (сбор грибов)

-Какая птица «коллекционирует» блестящие предметы? (Сорока)

-Какую птицу принято считать символом мудрости? (сову)

-Какое дерево по праву считается символом России? (берёза)

— Какая птица не желает «исполнять свой родительский долг» по отношению к своему будущему потомству, подбрасывая яйца в чужие гнёзда? (кукушка)

— Трава, которую можно узнать даже с закрытыми глазами? (крапива)

— Какая птица круглый год ходит во фраке? (пингвин)

— Кто из лесных зверей меняет свой «гардероб» два раза в год? (заяц, белка, лиса)

-« Инженер – строитель» дома на реке? (Бобёр)

-Какой зверь по праву считается самым быстрым? (Гепард)

-Какое животное в народе прозвали «косым»  (Зайца)

— Какие ноги у жирафа длиннее – передние  или задние? (Все ноги у жирафа одинаковой величины)

— Сколько ног у паука? (восемь)

-А сколько ног у жука? (Шесть)

— Какое животное каждую зиму теряет свой «головной убор»? (Лось. Раз в год, зимой он сбрасывает рога)

— Название какого растения связано со звоном? (колокольчик)

— Какой страшный зверь падок на малину?  (медведь)

— Какая нить в природе самая тонкая?   (паутина)

— Где раки зимуют?  (В норах по берегам рек)

— Глаза на рогах, а дом на спине?  (улитка)

-Какая рыба напоминает собой шахматную фигуру? (морской конёк)

— Кит – рыба или зверь?  (Зверь)

— Какой снег быстрее тает:  чистый или грязный?   (грязный)

-Какое животное выползает  из  кожи  вон?

-Какое животное любит спать вниз головой?  (Летучая мышь)

— Какой зверь считается самым маленьким? (Землеройка)

— Какому насекомому мы вынуждены хлопать в ладоши отнюдь не в знак своего восхищения и одобрения? ( Моли, когда хотим её убить)

 

Станция 6.   «Собери  пословицу»

  

Общаясь с природой, люди издавна наблюдали за ней. Так появились экологические пословицы и поговорки.

Задание: подобрать вторую часть пословицы и объяснить её смысл.

1.Кукушки стали куковать -… (е).           А)… весна на дворе.

  1. Низко ласточки летают — …(в) Б)…  зима на дворе.
  2. Синица к избе — … (б) В) …дождь предвещают

4.Кулик не велик, а…(ж)                            Г)…своё болото хвалит.

  1. Соловей запел – … (д) Д )…скоро гром грянет.
  2. Прилетел кулик из заморья – …(з) Е)… морозам больше не бывать.

7.Ласточка прилетела –… (к)                     Ж)… всё – таки птица.

8.Гусь летит –…(и)                                      З )…вывел весну из затравья.

8.Грач на горе – … (а)                                 И)… зимушку на хвосте тянет.

9.Всяк кулик … (г)                                      К) …вода пошла на убыль.

 

Станция 7. «Экологические  знаки»

Все  вы  знаете, что  поведение  на  дорогах  регулируется знаками дорожного  движения,  но существуют также знаки, которые должны регулировать наше поведение на природе.

Запишите на листочке объяснение картинок, которые демонстрируются на экране. Давайте познакомимся с ними. Объясните, что означают следующие знаки.

На этом наша игра закончилась, подведём итоги. Команда, набравшая наибольшее количество баллов является  командой победительницей.  Ребята, будем  любить и охранять природу.

Команда – победительница  фотографируется  на  память.

Литература:

  1. Гладкий Ю. Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс!: Кн. Для  учащихся.- М.: Просвещение, 1995.- 207 с.
  2. Зелёная волна: Сб. сценариев . / Сост. О.Л. Божин.- Кемерово,205.- 108с.

3.Экологический  патруль/ ред. – сост. Л.И. Жук.- Минск: Красико- принт, 2015.- 128с.- (Праздник в  школе.)

  1. В гармонии с природой/ ред. – сост.А.И. Кумачёв.- Минск: ИООО «Красико – Принт, 2018.- 128 с.- (Праздник в школе)

                Подготовила сценарий  Л.В.  Дубова.